Cуть дела
Компания взяла кредит в коммерческом банке. Поручителем по кредитному договору выступал Гарантийный фонд для субъектов малого предпринимательства. Наш клиент – физическое лицо – предоставило в обеспечение кредита помещение площадью около 1000 кв.м. по договору ипотеки.
Поскольку кредит не был погашен, банк обратился с иском к должникам и поручителям. С Фонда было взыскано 2,5 млн. рублей. Около 2 млн. рублей оплатил наш клиент. Кредит был полностью погашен, ипотека прекращена. Желая вернуть потерянные 2,5 млн. рублей, Фонд предпринял попытки обратить взыскание на предмет залога – помещение, принадлежащее нашему клиенту.
Фондом был заявлен иск о восстановлении записи об ипотеке. Он ссылался на положения ст. 365 ГК РФ, согласно которым к поручителю, исполнившему обязательство, переходят права кредитора по этому обязательству и права, принадлежащие кредитору как залогодержателю. Кроме того, судом были приняты обеспечительные меры в виде наложения ареста на помещение.
Что мы сделали
Нам удалось доказать, что положения ст. 365 ГК РФ не применимы к сложившимся правоотношениям, что ипотека прекращена в связи с полным погашением кредита, а также что поручитель, исполнивший обязательства, не вправе требовать возмещения с других поручителей и залогодателя.
Суд встал на нашу сторону, в полном объеме отказав в удовлетворении исковых требований.
Однако, Фонд обратился в суд с новым иском, требуя обратить взыскание на предмет залога, – помещение, принадлежащее нашему клиенту. В удовлетворении данного иска Фонду также было отказано по тем же основаниям.
Результат
Нам удалось добиться отказа в обращении взыскания на предмет залога – дорогостоящее помещение и продажи его на публичных торгах. Мы сохранили помещение в собственности нашего клиента.
Мы сэкономили для нашего клиента сумму в размере не менее 2 500 000 рублей.
После вынесения решения суда, мы в кратчайшие сроки добились отмены обеспечительных мер в виде ареста помещения.